+7 (962) 674-88-25
info@promsnabdv.ru (Нажми для звонка)


Торгово-производственная компания


Судовой кабель

Судовой кабель служит для подвижной и стационарной прокладки на судах речного флота, морского флота без ограничения региона плавания, береговых и плавучих конструкциях в осветительных и силовых сетях, в цепях связи, контроля, сигнализации, управления.

Судовой кабель: классификация

  1. По климатическому исполнению:
    • для макроклиматических регионов на море и суше, исключая регионы, где очень холодный климат;
    • ОМ – для регионов с тропическим и умеренно холодным климатом, включая суда без ограничений по региону плавания;
    • Т – для регионов с влажным и сухим тропическим климатом.
  2. По конструктивным нюансам, с:
    • броней из лент, выполненных из стали;
    • панцирной оплеткой;
    • общим экраном;
    • экраном по жилам.
  3. По назначению:
    • комбинированные;
    • связи;
    • управления и контроля;
    • силовые.
  4. По номинальному рабочему напряжению, устанавливаемому по таким значениям: 1500, 1200, 1000, 700, 500 В (постоянный ток) и 6000, 1000, 690, 400, 380, 250 В (переменный ток).
  5. По материалу оболочки и изоляции, из:
    • фторопласта;
    • полиэтилена;
    • поливинилхлоридного пластиката;
    • резины.

Судовой кабель: базовые параметры, включая размеры:

  1. Сечение токопроводящих жил (номинальное значение) – 0,12–400 мм2.
  2. Количество токопроводящих жил – 1–74, число пар для кабелей связи – 1–38.

В судовых электросетях используются провода и кабели разных марок, учитывая эксплуатационные условия, место прокладки и назначение.

Судовой кабель и провод обязан:

  • проявлять стойкость при воздействии соленой воды, масла, нефтепродуктов;
  • обеспечивать механическую прочность при ударных сотрясениях, вибрациях и трясках;
  • выдерживать воздействие температуры до +50 градусов;
  • сохранять изоляционные свойства при увеличенном уровне влажности;
  • выдерживать существенные механические воздействия и многократные резкие изгибы.

Судовой кабель изготавливается из токопроводящих жил, создаваемых из тонких проволок, обеспечивающих гибкость и механическую прочность. Жилы обладают изоляцией, включающей в себя синтетическую и натуральную резину с хорошей теплостойкостью, обеспечивающей высокое изоляционное электросопротивление и допускающей продолжительный нагрев до 65 градусов. Защитные оболочки, выполненные из оплетки из хлопчатобумажной ткани, свинца, маслостойкой и негорючей резины, предотвращают механические повреждения, попадание влаги на изоляционные оболочки кабеля.

Судовой кабель, используемый в осветительных и силовых сетях, выдерживает напряжение до 1000 В постоянного и до 700 В переменного тока. Защитные оболочки, выполненные из резины, покрывают медными или стальными оплетками, защищающими Судовой кабель от механического воздействия. Оплетка, сделанная из меди, обеспечивает экранирование от помех для радиоприема. В сетях установок как экранированные кабели используются КНРТЭ, КНРЭТМ, КНРЭТ, СРЭШ, для слабого тока – СРТМ, КНРТМ, КНРТ. На открытых местах используется Судовой кабель НРШМ, во внутренних помещениях – РШМ, для неподвижных прокладок – КНРЭ, СРМ, КНРП, КНР. Марки РГМ и РМ могут использоваться для монтажа распределительных устройств и в сетях.

Судовой кабель (маркировка) расшифровывается:

  • М – морской;
  • С – освинцованный;
  • Г – гибкий;
  • Ш – шланговый;
  • Т – телефонный;
  • Э – экранированный в панцирной оплетке, выполненной из меди (эта буква в конце маркировки указывает на экранирование всего кабеля, в середине – на экранирование только жил);
  • П – панцирный в оплетке, выполненной из стали;
  • Р – резиновый;
  • Н – негорючий;
  • К – кабель.

Судовые сети могут включать в себя кабели с разным количеством жил: от одножильных до многожильных. При трехфазном переменном токе прокладка одножильного кабеля вызывает сильный нагрев металлических палуб и переборок в местах его прохождения. Это явление вызывается вихревыми токами. Для установок слабого тока, как правило, задействуются многожильные кабели. При трехфазном переменном токе используются исключительно трехжильные кабели, при однофазном постоянном или переменном токе – одно- или двухжильные.

В связи с постоянным увеличением количества и мощности электрического оборудования, применяемого на судах, увеличивается сечение и количество кабелей сетей, что вынуждает использовать больше пространства для их качественной прокладки. Однако возможности на судах все-таки ограниченные, к тому же Судовой кабель должен монтироваться за минимальное количество времени, что приводит к применению многорядной пучковой прокладки.

Фиксация и прокладка пучков осуществляется с использованием подвесок, именуемых кассетами. Монтаж таким методом дает возможность использовать современное решение в прокладке судового кабеля к устройству без применения промежуточной бухтовки по всей длине трассы, а еще увеличивает скорость и упрощает фиксацию. Существуют типоразмеры кассет, учитывающие рядность, диаметры и число пучков трасс.

На рис. 1 отображается кассета, включающая в себя подвижной замок, перемещающийся по всей длине корпуса, и две лапки. Фиксация кассеты на корпусных конструкциях осуществляется при помощи сварки. Установка элементов может выполняться в любом положении: вертикально, наклонно, горизонтально. Если предусмотрено несколько кабельных рядов, возможна приварка кассеты к кассете.

Судовой кабель
Рис. 1. Борт машинного отделения.

 Фиксация пучков магистральных кабелей в кассетах Еще при прокладке отдельного судового кабеля могут использоваться скобы, перфорированные панели, скоб-мосты. При выполнении монтажных работ берется во внимание выбор метода уплотнения кабеля там, где осуществляется его переход через водонепроницаемые переборки, которые определяют живучесть конструкции при авариях. Если Судовой кабель прокладывается пучком, его уплотнение в водонепроницаемых переборках выполняется монтажом групповых сальников и уплотнительных коробок. Уплотнение кабеля в коробках и сальниках выполняется особыми уплотнительными массами, гарантирующими должную водонепроницаемость.


Возврат к списку